В бобслее существует правило, что успех на одну треть зависит от времени старта, на одну треть - от оборудования и на одну треть - от работы на рулевом шкиве. При отталкивании ключевую роль играет атлетическое мастерство спортсменов, но, как и в легкой атлетике, обувь также влияет на способность генерировать максимальное ускорение. Однако если для высокопроизводительного спорта на тартановой дорожке существует множество различных типов шипованной обуви, отвечающей требованиям различных дисциплин и личным предпочтениям, то для ледового канала сопоставимых продуктов долгое время не было.
Будучи технологическим партнером Немецкой федерации бобслея, санного спорта и скелетона (BSD), BMW Group стремится изменить эту ситуацию. Используя процессы 3D-печати, применяемые при разработке и производстве автомобилей, они также располагают идеальным методом и необходимым опытом для реализации проекта.
Определенные ряды гвоздей постоянно прикреплены к носку подошвы обычных бобслейных ботинок; эти гвозди нельзя заменить или переместить, а значит, как только гвозди изнашиваются, ботинок отправляется в мусорную кучу. Решение, над которым работают BMW и BSD, основано на легкоатлетической обуви, в которой резьба для винтовых шипов используется для крепления шиповых пластин, на которых шиповые гвозди могут быть распределены без ограничений. Это сочетает в себе несколько преимуществ. Существует большой выбор фасонов обуви, поэтому спортсмены могут использовать обувь, соответствующую их индивидуальным потребностям. Материал и геометрия пластины, а также расположение шипов можно использовать для изменения жесткости и, прежде всего, передачи энергии на лед. Учитывая индивидуальный стиль бега, а также различные траектории движения в разных позициях, особенно в 4-местном бобслее, это обеспечивает лучшее ускорение, чем когда-либо могли бы обеспечить стандартные шипы.
На практике это означает, что для каждого спортсмена должны быть разработаны и эффективно изготовлены индивидуальные шипы - задача, с которой хорошо знаком Центр аддитивного производства BMW Group. Здесь пластики и металлы используются для производства большого количества компонентов без необходимости использования инструментов или пресс-форм. "Мы уже более 30 лет используем 3D-печать для изготовления компонентов для прототипов, единичных изделий на заказ, а также для серийного производства", - говорит Клаудия Ракль, руководитель отдела проектов и квалификации BMW Group по аддитивному производству. "Основные преимущества 3D-печати - это экономия времени и средств, а также высокая степень гибкости. Это позволяет нам быстро изготавливать, тестировать и эффективно оптимизировать различные варианты".
Инженеры BMW Group перенесли этот опыт из автомобильной техники непосредственно в бобслей. Геометрия шипов разрабатывается с помощью программного обеспечения и автоматически выравнивается с рельефом отдельных ботинок, который фиксируется 3D-сканером. Затем шипы печатаются с помощью лазера, который слой за слоем сваривает соответствующий металлический порошок.
В настоящее время различные сплавы и геометрические параметры тестируются и дорабатываются, пока не будет найден оптимальный результат - как в автомобильных исследованиях и разработках. После определения идеальных базовых параметров программное обеспечение сможет автоматически адаптировать дизайн шипованной пластины к любому типу обуви, любому размеру обуви и любому количеству точек крепления на подошве обуви. Также можно будет изготовить специальные шиповки для индивидуальных требований спортсменов или даже для различных погодных и ледовых условий.
"Мы протестировали шиповки на Кубке мира и получили много положительных отзывов от спортсменов", - сказал главный тренер бобслеистов Рене Спис. "Тем не менее, необходимо внести некоторые изменения, но мы рассчитываем получить идеальную обувь для соревнований не позднее зимних Олимпийских игр 2026 года".
Это создаст идеальные условия для первой трети пути к успеху - оптимального времени старта.