Двигатель M10B20

Основное о двигателе

Все моторы линейки M10 от BMW – это силовые агрегаты на четырех цилиндрах с системой SOHC, производство которых началось в 1962 году, и было остановлено в 1988 году. Рабочие объемы моторов составляло от 1499 до 1990 кубических сантиметров. В моторе M10B20 предусматривалось 2 литра.

Этот силовой агрегат оказался довольно успешным, поскольку он показывал хорошие технические возможности в комбинации с двумя карбюраторами, впрыском топлива, а в некоторых случаях с дополнительными нагнетателями. За весь период производства было выпущено порядка 3.5 миллионов экземпляров. Мотор отличался кульминационным дизайном, и первоначально назывался M120 (последние цифры в маркировке двигателя указывали на рабочий объем, в этом случае – 2 литра). Это легендарное семейство моторов от баварского производителя. Все модификации, и M10B20 в том числе, получили блок цилиндров из чугуна, который накрывается алюминиевой головкой блока цилиндров.

По своей сути мотор M10B20 представлял предыдущую вариацию двигателя с рабочим объемом 1.8 литра M10B18, но имел расточенные цилиндры. Ход поршня не отличался от предшественника, и составлял 80 миллиметров. До 1972 года установка силового агрегата предусматривалась на Neue Klasse. Максимальная мощность ДВС в таком исполнении составляла 100 лошадиных сил.

По истечению некоторого времени стандартный коленчатый вал был заменен на вариант с 8 противовесами, что позволило обеспечить 113 лошадей пиковой мощности. Но установка такого мотора на серийные машины не производилась, он находился под капотом только у гоночных экземпляров.

Первая версия двигателя на 100 лошадиных сил максимальной мощности производилась на автомобили Typ 120 и 121 2000 года, E10 2002 года и Cabriolet-Baur E114C , а также на модели Touring E6 2000-2002 годов выпуска.

Также, в линейке присутствует и силовой агрегат на 120 лошадиных сил с максимальным крутящим моментом в 167 Нм. Этого удалось достичь путем установки сразу двух карбюраторов для системы питания. Чаще всего его можно было встретить на автомобилях GT4 Frua, Ti E10 2002 года выпуска и BMW 2000 TI Typ121.

Характеристики двигателя M10B20

Мощность, л.с. 115 - 130
Тип топлива Бензин
Объем, см*3 1990
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 165 (17) / 3700; 175 (18) / 4350; 181 (18) / 4500
Тип двигателя рядный, 4-цилиндровый, карбюраторный
Диаметр цилиндра, мм 89
Количество клапанов на цилиндр 2
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 115 (85) / 5800; 125 (92) / 5700; 130 (96) / 5800
Нагнетатель Нет
Степень сжатия 9
Ход поршня, мм 80

Преимущества

Моторы M10B20 имели определенно количество особенностей, которые позволяли им выделятся на фоне конкурентов того времени. От привычных силовых агрегатов баварцев они также имели небольшие отличия. Основные отличительные черты заключались в следующем:

  • Четыре цилиндра располагались в один ряд.
  • Диаметр цилиндра превышал длину хода поршня, что давало определенные преимущества.
  • При производстве мотора использовались только алюминий и чугун.
  • Конструкция предусматривала установку 5 коренных подшипников.
  • Блок двигателя был наклонен вправо на 30 градусов.
  • Впускной и выпускной коллекторы располагались на противоположных сторонах силового агрегата.

Недостатки

Несмотря на то, что двигатели M10B20 считаются довольно успешными, без недостатков в них не обошлось. Все-таки стоит помнить, что это БМВ и рассказывать о том, какие проблемы они доставляют владельцам бессмысленно. Самыми распространенными типичными неисправностями являются:

  • Трещины, образованные в блоке цилиндров. Это самое слабое место всех силовых агрегатов, относящихся к версии Чаще всего местами образования трещин оказываются области резьбовых соединений, предусмотренных для крепления головки блока цилиндров, а также в рубашке системы охлаждения. Самой частой причиной появления трещин является перегрев мотора. Первыми симптомами может стать появление эмульсии в масле и резкое снижение объема охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Через трещину определенный объем антифриза начинает проникать в картер двигателя. Учитывая довольно большой возраст, встретить такой силовой агрегат без трещин практически не возможно.
  • Эксцентриковая шайба не радует владельцем автомобилей с такими моторами под капотом большим ресурсом. Нередко также приходится наблюдать и преждевременный износ кулачка-рокера.
  • Прокладка головки блока цилиндров выполнена из материалов, оставляющих желать лучшего в своем качестве, поэтому прогорает она довольно часто.
  • Все двигатели M10B20 уже давно исчерпали свой ресурс, поскольку прошло много времени с момента окончания их выпуска, поэтому естественный износ поршневой группы является нормальным. Это явление приводит к повышенному расходу смазывающей жидкости.

Невзирая не эти недостатки, можно утверждать, что мотор M10B20, как и другие модификации этого семейства, довольно надежные. Их конструкция довольно простая, что существенно снижает проблемы с ремонтом и обслуживанием. Эти силовые агрегаты также выделяются и неприхотливостью к качеству используемого масла и бензина. Несмотря на большой возраст, много таких моторов работает на автомобилях и сегодня.

Данный двигатель устанавливается на следующий модели: