Двигатель M50B25TU

Основное о двигателе

Автомобили BMW – символ немецкой надежности. Эти машины мощны, дефектоустойчивы, качественны и наконец, они просто красивы. Не в последнюю очередь это заслуга двигателей, которыми они оснащаются. Моторы BMW способны демонстрировать потрясающие динамические характеристики в экстремальных условиях, а также проявлять экономичность и надежность в повседневной работе.

Источником столь впечатляющего результата эффективности готовых силовых агрегатов является тщательный контроль качества производимых узлов и компонентов. На всех уровнях.

Вместе с тем, инженеры компании перманентно работают над совершенствованием выпускаемых двигателей и над внедрением инноваций, благодаря чему реализуются на практике новейшие достижения прогресса. Так на смену распространенному типу силового агрегата М20 в начале последнего десятилетия XX века пришел M50B25TU. Представляется интересным боле детально разобрать отличия его устройства и те преимущества, которые получил новый агрегат.

Характеристики двигателя M50B25TU

Мощность, л.с. 192
Тип топлива Бензин
Объем, см*3 2494
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 250 (26) / 4200
Расход топлива, л/100 км 8.8 - 9.9
Тип двигателя Рядный, 6-цилиндровый
Диаметр цилиндра, мм 84
Количество клапанов на цилиндр 4
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 192 (141) / 5900
Нагнетатель Нет
Степень сжатия 10.5
Ход поршня, мм 75

Внедренные новшества в модели двигателя M50B25TU по сравнению с М20 и их эффект 

Усиления динамических характеристик при одновременном улучшении экономичности мотора удалось добиться благодаря следующим внесенным конструкционным изменениям:

  • Количество клапанов в цилиндрах.

В новом двигателе головка блока цилиндров оснащается 24 клапанами – по 4 для каждого цилиндра (вместо 2 в старой версии мотора). Более того, клапаны получили новую конструкцию (диаметр впускных клапанов – 33 мм.; выпускных – 30,5 мм.) и изготавливаются из нового сплава, благодаря чему они стали легче в 1,8 раза, а также существенным образом вырос их рабочий ресурс. Разумеется, изменилась и конструкция головки блока цилиндров – теперь в ней размещены 2 распределительных вала. В конструкцию добавили гидрокомпенсаторы, благодаря которым теперь уже не нужно следить за зазором, а лишь контролировать уровень масла в гидросистеме. Пару распредвалов приводит во вращение цепь с гидравлическим натяжением (вместо ремня в предыдущей модели). Рабочий ресурс цепи составляет 250 тыс. км.

  • Впускной коллектор.

В новом моторе уделили внимание аэродинамической форме впускного коллектора. Благодаря его доведению почти до совершенства, камеры сгорания двигателя теперь наполняются воздухом интенсивнее (то есть, быстрее), что повышает число оборотов коленвала за единицу времени, а значит, и удельную мощность.

  • Система зажигания.

Здесь используются индивидуальные катушки зажигания (по одной на каждый цилиндр), регулируемые электронной системой управления двигателем «Bosch Motronic 3.1». В результате:

  • Увеличились показатели мощности двигателя.
  • Благодаря более качественному сгоранию, снизился удельный расход топлива.
  • Улучшились экологические характеристики мотора.


Вопросы использования масла в двигателе 

Смазка двигателя обеспечивается посредством принудительной подачи масла к трущимся элементам двигателя при помощи насоса шестерёночного типа. Конструкционно насос располагается в поддоне, однако во-избежании его засорения и для улучшения работы данного элемента в системе перед входом масла в насос присутствует специальный очистительный фильтр.

Какое масло используется в моторе M50B25TU? И какой вязкости лить масло? Есть несколько вариантов его разновидностей:

  1. 5W-30;
  2. 5W-40;
  3. 10W-40;
  4. 15W-40.

Вопросами вязкости задаваться не рекомендуется - лучше просто заботиться о приобретении масла соответствующего качества. Двигатель рассчитан на использование указанной номенклатуры масла при любой температуре (и, как следствие, вязкости). В двигателе присутствует до 5,75 литров масла. При этом его нормативный расход на 1000 км. составляется не более 1000 гр. Рекомендуется осуществлять смену масла каждые 7-10 тыс. км.

Система «Vanos» 

Установка данной системы – это уже полноценный тюнинг. «Vanos» регулирует положение распределительных валов на больших оборотах работы двигателя. Дело в том, что когда количество рабочих циклов за секунду переваливает за определенное значение, оптимальным становится открывать впускные клапаны чуть раньше, чтобы эффективнее обеспечить наполнение камеры сгорания окислителем (воздухом). Для этого нужно (не останавливая движения) немного изменить положение распределительного вала на впускных клапанах, немного провернув его вперед.

Эффект следующий:

  • растет мощность;
  • понижается расход топлива;
  • усиливается вентиляция камеры сгорания.

Принцип работы «Vanos» прост: специальный датчик постоянно отслеживает параметры работы мотора. Когда проходит информация о несоответствии мощностных характеристик уровню оборотов, электромагнитный переключатель перекрывает давление масла в гидравлическом нагнетателе, который регулирует зазор кулачков распределительного вала и, как следствие, степень открытия клапанов. В результате впускные клапаны открываются раньше и остаются открытыми дольше, а автомобиль приобретает дополнительные резервы мощности.

Система «Vanos» состоит из:

  • гидравлический прижим распределительного вала на впускных клапанах;
  • система подачи масла;
  • электромагнитное реле переключателя;
  • контроллер.


Строкер 

Еще один вариант тюнинга двигателя M50B25TU состоит в замене коленчатого вала на строкер – длинноходный коленвал с большим коленом. Как следствие, возрастает ход поршня, рабочий объем двигателя, а также степень сжатия. Например, если на рассматриваемый мотор поставить коленвал с ходом поршня в 89,6 мм., то:

  • объем двигателя увеличится до 3 литров;
  • мощность подрастет до 250-260 л.с.;
  • степень сжатия приблизится к 11.

Правда, придется дополнительно произвести ряж замен:

  • шатуны;
  • шатунные вкладыши;
  • поршни;
  • а также понадобятся другие форсунки.

А если добавить сюда еще спортивный выхлоп и систему забора холодного воздуха, то можно запросто «разогнать» двигатель (который в родном исполнении выдает 192 л.с.) до 270 л.с.!

Резюме 

Двигатель M50B25TU является превосходной базовой основой для всевозможных модификаций, часть которых была описана выше. Для желающих сделать турбо- M50B25TU, также можно:

  • установить турбокит на базе оригинального Garrett GT35;
  • использовать поршни CP Pistons под уровень сжатия 8,5;
  • шатуны Eagle;
  • болты ARP;
  • форсунки (~550 cc).

В итоге 2,5-литровый мотор сможет выдавать на турбине до 500 л.с.! Однако, стоит задуматься, нужно ли это, ведь базовый M50B25TU выдает весь спектр силовых характеристик, которые только могут быть востребованы в городе и в условиях шоссе.

Данный двигатель устанавливается на следующий модели: