\

Двигатель M30B28

Основное о двигателе

Сегодня поговорим про труды Бернарда Освальда из компании Ford для разработки второго поколения шестицилиндровых двигателей для автомобилей BMW, в середине шестидесятых.
В первых модификация были шестицилиндровые двигатели с семью опорами коленвала. Впервые они появились на седанах Е3, которые были выпущены в 1968 году.  Главный герой - самый яркий представитель серии M30 - M30B28. "Большая шестерка"и лучший двигатель ХХ века. Силовой агрегат производство Munich Plant. Марка двигателя М30. Выпускался немецкий агрегат с 1982 по 1992 год, пока его не заменили на более продвинутую версию. О ней вы также можете почитать на нашем портале.

Блок цилиндров выполнен из чугуна. Питает двигатель инжектор. Тип двигателя - рядный, по два клапана на все 6 цилиндров. Поршень ходит на 86 миллиметров, а диаметр цилиндра 92 миллиметра. Степень сжатия, которые развивают поршни в силовом агрегате внутри камеры сгорания зависит от каждой конкретной модификации (всего их было 3) и составляет от 8 до 10 единиц. Об этом мы более подробно напишем ниже. Точный объем двигателя - 2986 в кубических сантиметрах. Мощность силовой установки на M30B28 варьируется от 184 до 197 лошадиных сил при 5800 оборотов в минуту. Крутящий момент от 250 до 275 Ньютонов на метр при достижении 3500 - 4000 оборотов в минуту. С завода двигатель выходит с рекомендацией по горючему с октановым числом 92 бензина. Об экологических нормах данных нет.

Весит двигатель и порядка 135 кг. Что касается расхода топлива, то по городу силовой агрегат потребляет порядка 16 литров на 100 километров, по трассе, существенно снижается до 7. 6 литров на 100 километров. В смешанном цикле двигатель потребляет порядка 11 литров на 100 км. Силовой агрегат расходует порядка тысячи миллилитров масла на каждую 1000 км. С завода-изготовителя рекомендуется заливать смазку марки 5W-30, 5W-40, 10W-40 и 15W-40. Точный объем масла, которое циркулирует в двигателе порядка - 5. 75 л. Замена, согласно техническому регламенту, который указан вместе с книжкой по эксплуатации автомобиля. Как правило, это 7000-1000 тысяч километров, но мы советуем полостью сливать масло при достижении пробега 5000-6000 километров. Нормальная рабочая температура силового агрегата в порядке 90 градусов по Цельсию. На практике ресурс двигателя составляет порядка 400 000 км. Тюнинговать этот силовой агрегат можно до 400 + лошадиных сил, но при этом сильно снижается ресурс двигателя. Как обычно – решать Вам. 

М30 - это шестицилиндровый поршневой двигатель, который имеет один распределительный вал. В ранних моделях силовых агрегатов он имел индекс М06. Установка была лучшей в течение практически 30 лет и устанавливалась на многочисленные автомобили Баварии Моторс. Этот силовой агрегат был удостоен награды – «Лучший двигатель XX века» и среди автолюбителей получил название большая шестерка. Потомком двигателя считается серия М10 -  четырехцилиндровый силовой агрегат. Свою руку к этому двигателю приложил Александр Фалькенхаузен, и предлагался с карбюратором или инжектором. В свою очередь, двигатели серии M30 выступили основой для более современных и турбированных силовых агрегатов М102 и М106.

Что касается нашего силового агрегата, то M30B28 - это 2.8 литровый мотор от BMW серии M30. Дебютом для этого двигателя служил 1968 год. С завода силовой агрегат выходил с карбюратором Zenith 35/40 INAT.

Машины оснащались топливной системой Джетроник. Увеличить объем с 2,5 л до 2.8 помогло увеличение хода поршня до 80 мм. После, в 1976 году, двигатель уже под серийным номером М68 поставлялся с карбюратором Солекс 4А1. Характеристики остались неизменными, но также как из 2.5 литровой версии силового агрегата, новый, усовершенствованный карбюратор устранил проблемы, которые были связаны с синхронизацией двойной системы.

Характеристики двигателя M30B28

Мощность, л.с. 165 - 170
Тип топлива Бензин
Объем, см*3 2788
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 233 (24) / 4000; 238 (24) / 4000
Расход топлива, л/100 км 14 - 16.5
Тип двигателя Рядный, 6-цилиндровый
Диаметр цилиндра, мм 86
Количество клапанов на цилиндр 2
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 165 (121) / 5800; 170 (125) / 5800
Нагнетатель Нет
Степень сжатия 9
Ход поршня, мм 80

Преимущества

Что касается преимуществ, то М30 - это первоклассные и по-настоящему немецкие двигатели. Они олицетворяют немецкое качество. Обладают большим ресурсом, разумеется при должном уходе и правильном техническом обслуживании на специализированных станциях технического обслуживания двигателя. Если соблюдать простые правила эксплуатации, можно добиться того, что силовой агрегат пробегает больше, чем полмиллиона километров. Даже сейчас на дорогах России Вы можете встретить сотни тысяч автомобилей с этим двигателем внутреннего сгорания. При этом они до сих пор на ходу, и дадут фору некоторым современным малолитражных двигателям.

К преимуществу также стоит отнести возраст двигателя. Исключительно в плане изученности конструкции и основных неприятностей, которые с ними связаны. Все сертифицированные мастера на станции технического обслуживания автомобиля знают, как решить проблему с этим двигателем внутреннего сгорания. А секреты в обслуживании передаются из поколения в поколение (но это не точно). Ремонтировать комплектующие довольно просто, но оригинальные запчасти найти очень сложно. В основном используются китайские новые или поддержанные немецкие запасные части от автомобилей на разборке.

Но есть проблемы их поиск и доставка в отдельные регионы России занимает колоссальный пласт времени. Если же двигатель вышел из строя, купить его можно на специализированных площадках от 30 000 до 45 000 руб. Поэтому, если сумма ремонта превышает этот ценник вы смело можете покупать Б/У двигатель. При этом, на специализированных ресурсах мы находили двигатель внутреннего сгорания серии М30 с пробегом меньше 190 000 км, что очень немного для силовой установки, которая была выпущена в конце семидесятых годов.

Недостатки

Поговорим о проблемах силового агрегата M30B28. Как мы сказали выше, это была колоссальная серия силовых двигателей. Она оснащалась целой горой модификаций, использовалась и используется на миллионах автомобилей, которые на ходу по сегодняшний день. Но несмотря на то, что силовой агрегат был одним из самых успешных проектов Бавария Моторс, и всего автопрома семидесятых годов прошлого века, есть некоторые проблемы с этими словами агрегатами.

Необходимо начать с того, что в блоках цилиндров присутствовали трещины. Наиболее ярко эта проблема проявляется на двигателях серии М10 и М30. Трещина соединяет головку болта, а точнее отверстие под него, и плавно переходит в полость рубашки охлаждения. В результате чего, на блоках цилиндров остаются следы эмульсии и появляется увеличенный расход антифриза. Силовые агрегаты серии М10 и М30 не оснащались гидрокомпенсаторами, поэтому необходимо каждые 7-10 тысяч километров заезжать на станцию технического обслуживания автомобиля и регулировать зазоры.

Следующее, на что необходимо обратить внимание, это высокий уровень шума двигателя, особенно на низких оборотах. Всему виной износ «эксцентриковая шайба-торец стержня клапана».  Это ещё одна типичная проблема с двигателями М30 и М10. Эта техническая проблема также существенно затрудняет корректировку теплового зазора, который необходимо проводить в механизме привода клапана.

Следующий недостаток, на который необходимо обратить внимание - это чрезмерная чувствительность силовой установки к качеству моторного масла. В целом, это правило применимо ко всем двигателям BMW, особенно в современной интерпретации.  Всегда нужно помнить о том, что этот силовой агрегат имеет гоночные модификации, но именно M30B28 не рассчитан на продолжительные перегрузки в спортивном стиле вождения. Не нужно насиловать двигатель и стартовать с каждого светофора, если вам важен длительный ресурс этого двигателя. Но правды ради необходимо заметить то, что все проблемы и недочеты, которые присущи двигателям с индексом М30 проявляются исключительно после длительного срока эксплуатации.

Заметим то, что этому двигателю необходим уход и особая профилактика отдельных узлов двигателя, чтобы ограничиться исключительно заводскими и мелкими неисправностями. В целом силовой агрегат был довольно популярным и надежным

Модификации


Что касается модификаций, то двигатель выпускался в линейке М30, которые имели объем от 2.5 до 3.5 л.

Изначально устанавливался карбюратор Солекс 4а1. Модификация LE была представлена в 1977 году, на BMW E12 528i. Мотористы установили новый инжектор, с системой впрыска топлива Элтроник, что существенно повышало крутящий момент и лошадиные силы. Эта модификация открывала новый потенциал для раскрутки двигателя, теперь, для максимальной мощности необходимо развить порядка 6000 оборотов в минуту. Но эта модификация выпускалась только один год и предназначалась для замены главного героя нашего обзора.

После этого, система электронного впрыска получила модифицированную замену на l-jetronic, в результате добавилось порядка 15 лошадиных сил, при этом двигатель необходимо разогнать до 5800 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент остался неизменным, но достигался уже при 4200 оборотов в минуту.

ЧИП – Тюнинг

Двигатель легко поддается чиповке на несколько стейджев. На станции технического обслуживания автомобиля вам подскажут более конкретно именно по вашему двигателю. Ведь важно общее состояние силовой установки, а также износ механизмов. Но, если у машины есть мозги, можно её настроить.

Итак. В среднем по больнице – прошивка первого уровня даст прирост порядка 7 – 10 лошадиных сил. Прошивка Stage 2 сверху даст еще столько же, но, если механически не вмешиваться в силовую установку, возможен серьезное ухудшение параметров запаса хода, не говоря уже про Stage 3. Делайте на свой страх и риск, как говорится.

Данный двигатель устанавливается на следующий модели: