Двигатель S85B50

Основное о двигателе

Появившись в 2005 году 5 литровый десятицилиндровый V-образный двигатель BMW S85B50, сразу же был признан победителем в номинации «Лучший двигатель объемом свыше 4,0л» на ежегодном конкурсе автомобильной промышленности двигателей внутреннего сгорания «Международный двигатель года». Первую позицию этот силовой агрегат удерживал 4 года подряд и относится к двигателям 5-го поколения BMW Е60/Е61, выпускавшиеся с 2005г. по 2010г.

Характеристики двигателя S85B50

Мощность, л.с. 507
Тип топлива Бензин
Объем, см*3 4999
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 520 (53) / 6100
Расход топлива, л/100 км 14.8 - 15
Тип двигателя V-образный, 10-цилиндровый
Выброс CO2, г/км 357
Диаметр цилиндра, мм 92
Количество клапанов на цилиндр 4
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 507 (373) / 7750
Нагнетатель Нет
Степень сжатия 12
Ход поршня, мм 75.2

Преимущества

Этот высоко-оборотистый автомобильный агрегат, технология которого основана на двигателе спортивного болида BMW Williams Формулы-1, не имеет прототипов, разрабатывался инженерно-техническими специалистами специально для автомобилей BMW модели Е60 М5. 

Имея объем двигателя 4999см³ и 507лс при 7750об/мин, которые способны разгонять автомобиль до скорости 100км/час всего за 4,7с, делает машину конкурентоспособной с не менее известными брендами аналогичного класса. 10-и цилиндровый блок мотора S85B50 отлит из специального алюминиевого сплава, без гильз. Цилиндры располагаются под углом 90°, что снижает вибрацию, передающуюся на коленчатый вал и уравновешивает массу двигателя. 
Коленчатый вал, со смещением на 17мм, изготавливаемый из высокопрочной кованной стали, закрепляется 6-ю подшипниками. На 5 шейках закрепляется по 2 шатуна под углом 72°. Поршни изготавливаются из термостойкого сплава на основе алюминия. 2 газораспределительных вала, установленных в головках блока, управляют 4 клапанами в каждом цилиндре, отливаемые из специального сплава, как и гидравлические толкатели. 

Каждый цилиндр обеспечен своей дроссельной заслонкой, способствующая оптимальному реагированию двигателя S85B50 V10 на подачу топлива при малых оборотах коленчатого вала (что типично для гоночных автомобилей) и регулируется электроникой. Три процессора, каждый из которых имеет 32- разряда, электронного блока MSS 65 управляют двигателем, регулируют требуемые параметры дозирования бензина на каждый режим работы, осуществляют и координируют фазы газораспределения. Технология газораспределения Double-VANOS в комбинации с устройством регулирования подъема клапанов VALVETRONIC, обеспечивают рациональный расход топлива, максимальную производительность для улучшения крутящего момента. Зажигание – монтируется в блок управления, что очень важно для работы двигателя. 

Смазочная система BMW S85B50 – сложная, состоящая из 4-х насосов. Кроме основной функции, подача масла к трущимся деталям, выполняют дополнительную – обратную подачу смазочного состава при увеличенном боковом ускорении, нарушающие нормальную циркуляцию.

Недостатки

Учитывая, что рассматриваемый двигатель занимал на протяжении 4-х лет первое место в номинации «Лучший двигатель объемом свыше 4,0л», надежность его эксплуатации подтверждена временем. Вместе с этим, двигатель S85B50 имеет свои проблемы, выявленные в ходе длительного эксплуатационного периода. 

Наиболее «слабое» звено в двигателе внутреннего сгорания – шатунные вкладыши. Специалисты автомеханики рекомендуют проводить их замену через 80 000 км пробега. А в межремонтный период необходимо регулярно проводить техническое обслуживание. При замене масла обращать на состояние фильтрующего элемента и отработанного смазочного материала. 

Появление мелкой стружки – первый признак необходимости проведения ремонтных работ. Нередко VANOS доставляет головную боль автомобилистам. Главная причина – сырье для изготовления уплотнительного кольца поршня оборудования, имеющее ограниченную устойчивость к воздействию повышенной температуры и среды, вызывающие пагубное влияние на материал. По истечению некоторого времени теряется упругость, изделие затвердевает. Это приводит к образованию внутренней не герметичности, увеличению допустимых зазоров и как следствие – сбой в работе газораспределительного механизма. 

Износ иглообразного подшипника, металлической шайбочки в поршне вызывает повышенный зазор и шум при работающем двигателе. 
Посторонние тела (стружка, мусор, заусеницы на каемке поршня изделия), разрыв питающего провода к электромагнитному клапану – возможные причины сбоя работы клапана VANOS.

Модификации

Технические характеристик движка S85B50 не совсем отвечают измененным требованиям американских норм LEV II и европейских Euro-4, имеющие жесткие нормы по токсичности. Для приведения двигателя к указанным требованиям, нейтрализаторы устанавливают ближе к двигателю, обеспечивая быстрый нагрев, уменьшая выбросы в атмосферу. 

S85B50 послужил базовым для производства двигателя S65B40, путем преобразования в V-8. Блок цилиндров, межцилиндровое расстояние, конструкция поршней и шатунов, клапанов и пружин остались такие, как на базовой модели. При этом рабочий объем уменьшился до 4л. 
Если конструктивная схема головки блока цилиндров не изменилась, то система контроля фаз газораспределения Double-VANOS претерпела существенное изменение. Мощность «клона» значительно снизилась и оставляет 420лс при 8300 об/мин.

ЧИП Тюнинг

  • Компрессор S85

В достаточной степени испытанный способ увеличения мощности двигателя – установить проверенный временем кит ESS S85 VT2 на базе Vortech V3Si, что дает возможность прибавить мощность до 650лс. В дополнение к полученному turbo необходимо провести замену шатунных вкладышей на ESS.  Установка более мощного компрессора требуют дополнительного вливания финансовых средств, что не всегда рационально в режиме соблюдения надежности движка.

  • Атмо S85. Строкер

Силовой агрегат S85 имеет неплохие заводские технические характеристики по мощности (101лс на 1 литр объема). При желании увеличить мощность необходимо выполнить некоторые дополнительные преобразования. Чаще всего применяется метод замены системы выхлопа на спортивный, без катализатора, с соответствующей настройки блока управления. Применение впуска Gruppe М и замена шкива, вместе с подменой выхлопа, дают прибавку до 50лс.  Существуют строкер киты, позволяющие увеличить литраж до 5,8л, что существенно увеличивает мощность двигателя до 630лс.

Данный двигатель устанавливается на следующий модели: