Выставка «KAIROS / Hauntological Variations» (10 мая - 12 октября 2025 года) - крупнейшая на сегодняшний день обзорная выставка работ Джули Мехрету в Германии. Около 100 работ отражают весь спектр ее художественной практики, от ранних, вдохновленных урбанистикой линейных рисунков 1990-х годов до ее последних, впечатляющих абстрактных картин. Среди представленных работ - макет автомобиля BMW Art Car #20, спроектированного Джули Мехрету в 2024 году, который является частью знаменитой коллекции BMW Art Car Collection, отмечающей в этом году свое 50-летие.
Эфиопско-американская художница Джули Мехрету - одна из самых влиятельных современных художниц. Известная своими захватывающими масштабными картинами, размышляющими о мировой политике, Мехрету выставлялась в самых престижных биеннале и музеях по всему миру. В своих работах Мехрету использует исходные материалы, обозначающие ключевые политические события и исторические места. С помощью таких техник, как работа кистью, линейный рисунок, аэрография и трафаретная печать, эти некогда знакомые изображения превращаются в абстрактные композиции. Через эти абстракции места и моменты, определяющие недавнюю историю - будь то пожар в лондонской башне Гренфелл или разрушенный дворец Саддама Хусейна в Багдаде - изображаются, препарируются, распыляются и подвергаются допросу.
На выставке «KAIROS / Hauntological Variations» представлено 25 картин шириной до 7,5 метров, датированных с 2001 по 2023 год и демонстрирующих хронологическое развитие творчества Мехрету. Выставка углубляется в концептуальное мышление Мехрету, демонстрируя работы на бумаге и исходные материалы, которые впервые выставляются здесь вместе с ее работами. Также на выставке представлены временные медиа, созданные коллегами Мехрету под впечатлением от ее практики: документальный фильм «Палимпсест» (2021), запечатлевший Мехрету в ее студии; видеоработа режиссера Тревора Твитина, основанная на альбоме «Promises» (2021) группы Floating Points, Фароа Сандерса и Лондонского симфонического оркестра; и альбом джазового музыканта Джейсона Морана.
Джули Мехрету разработала художественный дизайн 20-го арт-кара BMW в 2024 году. Она создала фольгу для BMW M Hybrid V8 как ремикс своей картины «Everywhen». Ее идея заключалась в том, чтобы автомобиль проходил через картину и подвергался ее воздействию. В течение следующих двух лет Мехрету будет сотрудничать с BMW Group, чтобы организовать Африканский коллектив кино и медиаискусства (AFMAC), сеть для молодых кинематографистов в пяти африканских странах. Впервые в истории культовой коллекции художник разрабатывает арт-кар, который выходит далеко за рамки автомобиля как чистого арт-объекта. На выставке можно увидеть макет BMW Art Car, а в кинопрограмме, которая выйдет позже в этом году, будут показаны работы художников, участвующих в AFMAC.
Выставка проходит в юбилейный год коллекции BMW Art Car: в 1975 году культовая коллекция отмечает свое 50-летие мировым турне BMW Art Car World Tour - совместной выставочной программой из 20 передвижных скульптур по всему миру.
Творческая карьера Мехрету
Мехрету родилась в 1970 году в столице Эфиопии Аддис-Абебе и бежала с семьей в Мичиган, США, в 1977 году после начала военной диктатуры при Менгисту Хайле Мариаме. Там она начала изучать искусство в колледже Каламазу в конце 1980-х годов, провела год в Университете Шейха Анта Диопа в Дакаре, Сенегал, и получила степень магистра изящных искусств в Школе дизайна Род-Айленда (RISD) в 1997 году. С конца 1990-х годов Мехрету живет и работает в Нью-Йорке, прерываясь на работу в Берлине и резиденции художников в разных частях Соединенных Штатов.
Под влиянием своего опыта бегства и миграции, искусство Мехрету с самого начала исследовало потрясения и противоречия истории. В этом контексте она описывает масштабные работы, которые создает с конца 1990-х годов, как «карты истории без места». Заимствуя визуальный язык картографии, они представляют собой палимпсестные композиции, состоящие из множества слоев туши и акриловых красок. Как видно из таких работ, как Rise of the New Suprematists (2001) и Black City (2007), нижние слои состоят из фрагментарно составленных топографий и городских пейзажей. Не указывая конкретного места, структуры основаны на исторической, современной и утопической архитектуре. Они отсылают к зданиям как к местам исторических действий и, по мнению Мехрету, символизируют власть господствующей политики. Над ними, в виде роя, расположены тонкие точки и линии из лексикона рисунков Мехрету. Расположение этих так называемых «символов» (существ, фигур, знаков) аналогично постоянно меняющимся экономическим, социальным и политическим событиям в мире. Подчеркнутые взрывами, дымом и вихреподобными структурами, они наводят на мысль о драматических потрясениях. В результате получаются очень сложные, многослойные изображения, которые делают процессы переписывания истории между прошлым и будущим понятными и осязаемыми.
С 2012 года до наших дней
С 2010-х годов работы Мехрету претерпели значительную эстетическую трансформацию. Сначала фоны становились серыми, а все более выразительные разметки покрывали все большую часть поверхности. В таких работах, как «Conjured Parts (tongues)» (2015), линейные рисунки на заднем плане исчезают в пользу напыленных форм сильно манипулированных, размытых фотографий. Они заимствованы из широко распространенных в СМИ изображений, связанных с ростом авторитаризма и превосходства белой расы, жестокостью гражданских войн и этнических конфликтов, катастрофическим изменением климата и освободительными движениями. Они часто показывают уязвимость людей перед лицом насилия, но также и их впечатляющую способность к сопротивлению. Если раньше подобные изображения из архива Мехрету, который неуклонно пополняется с 1990-х годов, влияли на динамику отдельных образований на верхних слоях ее работ, то теперь они служат направляющим материалом для ее полностью абстрактных композиций, заполняющих холст. Как наглядно показано в таких работах, как «Солнечный корабль (J.C.)» (2018), «Desire was our breastplate» (2022-23) и «TRANSpainting (recurrence)» (2023), Мехрету постоянно использует новые цвета и различные техники живописи и печати. Получающиеся изображения часто напоминают каллиграфию, граффити и даже наскальные рисунки, а там, где язык достигает предела, она перерабатывает сцены из мировых событий в «визуальные неологизмы».
Источник для работ Мехретус
В Дюссельдорфе впервые представлена выставка исходных материалов, которые Мехрету собирает с середины 1990-х годов и которые служат основой для ее работ. Архивные страницы» (1997), также представленные на выставке, наглядно демонстрируют, что этот архивный материал функционирует как путеводный атлас для ее живописных жестов и знаков. Эта серия состоит из пятидесяти семи фотокопий изображений, некоторые из которых Мехрету аннотировала своими «символами» - намеренно сокращенным языком жестов, состоящим, среди прочего, из крестиков, точек и тире. Двадцать ранних работ на бумаге, являющиеся предшественниками и миниатюрами, также иллюстрируют, как большие картины Мехрету слой за слоем развивались на основе рисунка. Комплексная выставка в K21 также включает в себя подборку монотипий Мехрету. Сорок шесть листов иллюстрируют, как универсальная печатная форма является постоянным полем для экспериментов, расширяющих ее живописный репертуар.
В прошлом году, после длительного планирования, было объявлено о двух престижных крупных проектах. Мехрету спроектировала более чем двадцатипятиметровое окно для президентского центра Обамы и создала двадцатый арт-кар BMW. Ее работы выставлялись, в частности, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Центре Помпиду в Париже, галерее Хейворд в Лондоне, Луизианском музее в Хамблбэке, Стеделийкском музее в Амстердаме и Музее искусств Мори в Токио. Она также была представлена на биеннале в Венеции, Сан-Паулу, Пусане, Сиднее и Гванджу, а также на dOCUMENTA (13) и удостоена таких важных наград, как премия Макартуров и Медаль искусств.
После выставок в Kunstverein Hannover в 2007 году и Deutsche Guggenheim в Берлине в 2009 году, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen с гордостью представляет KAIROS / Hauntological Variations, первую персональную выставку Мехрету в Германии за последние пятнадцать лет. Экспозиция, включающая работы почти тридцатилетней давности, демонстрирует, как она, будучи художником, неустанно противостоит любому кризису своим изобретательским духом.